Диваны и подрывы машин
Служба разведки ФСБ и Генеральная прокуратура Российской Федерации также работали рука об руку в скандальном деле о коррупции в этой сети мебельных магазинов. Это дело рассматривал Европейский суд по правам человека.
В августе 2000-го российские таможенники обнаружили, что документы на импорт 400 тонн итальянской мебели являются поддельными. Как утверждали следователи, вес и объем официально задекларированной мебели был сильно занижен. По их оценкам, ущерб бюджету Российской Федерации составил примерно семь миллионов евро.
В сентябре 2000-го сотрудник таможни Павел Зайцев открыл расследование, разворошив осиное гнездо. Начальник службы безопасности этой мебельной компании, по слухам, имел хорошие связи в российским ФСБ, на самом верху, в непосредственной близости от Николая Патрушева, доверенного лица президента Путина.
Месяцем позже первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Бирюков, тот самый мужчина с неприятным скрипучим голосом, останавливает следствие. Он изымает все документы и запугивает таможенника. Тот вспоминает эти события в телефонном интервью с CORRECTIV: „Мне угрожали непосредственно в Генеральной прокуратуре, на карту были поставлены моя безопасность и безопасность моей семьи“.
Бирюков обвиняет должностное лицо таможенного органа в злоупотреблении властью. Он утверждает, что Зайцев дал разрешение на обыски и аресты подозреваемых без санкции прокурора. И что теперь сам Зайцев должен пойти под суд.
Ее имя – Ольга Кудешкина. Она хочет тщательно изучить обвинения против Зайцева, и чтобы на нее не было оказано давления при вынесении судебного решения. Эта судья позже свидетельствует перед Европейским судом по правам человека, что заместитель Генерального прокурора Бирюков вмешивался в упомянутое дело в Московском городском суде. У нее забирают это дело. Позднее ее вынуждают уйти с должности. В 2009-м Европейский суд по правам человека предоставляет уволенной судье компенсацию. Но сотрудник пресс-службы Московского городского суда в ответе на запрос CORRECTIV сообщает, что это неправда, что на суд было оказано давление.
Но это не помогает сотруднику таможни Павлу Зайцеву. Другое судебное дело возбуждено против него, его лишают свободы условно и он теряет работу.
Это годы, когда президент Путин только начинает укреплять свою авторитарную власть. В Госдуме, российском парламенте, еще остаются независимые депутаты. Юрий Щекочихин, депутат Госдумы от партии «Яблоко» берет это дело под контроль. Щекочихин – писатель и журналист. В советской России, он нарушая табу писал книги об организованной преступности, инициировал дискуссии о влиянии криминальных групп.
Щекочихин начинает расследование этого скандала. Он вскрывает связь Генеральной прокуратуры и ФСБ. Вместе с двумя другими членами парламента, он инициирует депутатскую проверку. И когда Путин, наконец, должен назначить специального следователя, дело изымается из Генеральной прокуратуры.
Вскоре Щекочихин получает угрозы физической расправы. 2 июля 2003-го он открыто звонит заместителю генерального прокурора генералу Бирюкову, «серому кардиналу» этого коррупционного скандала. Член российского парламента планирует поездку в США для сбора дополнительной информации. Сразу же после отъезда он заболевает странной болезнью. Спустя две недели он умирает в агонии. До сегодняшнего дня причины его гибели остаются нераскрытыми.
Другие следователи также платят высокую цену за свое любопытство. Главу отдела расследований таможни убивают в феврале 2002 года. На следующий день другого следователя избивают. Еще у одного следователя в автомобиле срабатывает взрывное устройство.
В итоге, хозяева и отдельные служащие сети мебельных магазинов «Три кита» были осуждены. Некоторые сотрудники таможни, ФСБ и МВД лишились работы.
Однако ключевые фигуры этого дела остались незатронутыми. Николай Патрушев, глава ФСБ, сейчас руководит Советом Безопасности Российской Федерации. Заместитель генерального прокурора Юрий Бирюков, кажется, тайно использовал свое влияние и был выбран в парламент в 2006-м году, где и пользуется депутатской неприкосновенностью по сию пору. Администрация президента, Генеральная прокуратура Российской Федерации и служба разведки ФСБ, как и мебельная компания «Три Кита», не ответили на вопросы CORRECTIV по этому делу.
В российских СМИ Бирюков отрицал свою причастность к делу мебельной компании «Три Кита». К моменту публикации, он не ответил на вопросы CORRECTIV. Зайцев был реабилитирован в 2009-м, но так и не вернулся на государственную службу. Сейчас он работает адвокатом.
Copy Editor: Ariel Hauptmeier
In Cooperation with RTL und Mediapart.